Фильм Джонса о кельтах и межмасштабная организация пространства

Фильм весьма соответствует тому, что я сам давно подозревал по этому поводу, а также хорошо дополняет неокономические семинары по империям и нациям. Получается, что доримская кельтская (гальская) цивилизация Европы была и внеимперской, и вненациональной. А нации, с учетом того, что обсуждалось, есть такая же некая девиация институционально-территориального администрирования, что и возникший параллельно с ними капитализм как модель экспансивного хозяйствования. Со свойственным Джонсу юмором также рассказывается об имперских корнях нынешних «несения демократии» и «освобождения от диктатуры».

Фильм наводит на мысль о подобии радиально-кольцевого и регулярного принципов организации городского пространства аналогичным принципам организации на более масштабных территориальных уровнях. Вряд ли стоит считать империю также абсолютной девиацией – она, скорее всего, есть лишь элемент при отсутствии соседей. Девиацией она становится, когда начинает центрироваться на самой себе, образуя «бублик» социальной динамики, воспроизводящий халдуновские циклы и подминая под себя округу. Распределенная же, кельтская, система жизни предполагает множество центров-узлов, подобно взаимосвязанным гравитационным взаимодействием звездам. Да, на больших масштабах звезды объединены в концентрические галактики, но не на собственных. А распределенная архитектура устройства жизни людей на планете оказывается более рациональной и гуманной, нежели центрированная имперская или самозамкнутая национальная.

Пытаясь сегодня найти оптимальные варианты решения системного кризиса цивилизационного мироустройства, мы, как оказывается, основательно забыли о том, в каком направлении это устройство возможно. Ибо история нам дана в преподанных доминантах, а то, что историю пишут «победители», мы считаем непреложной максимой. Более того: «вдруг» обнаруживается, что называемое нами историей есть не иначе, как череда искажений и каверз, смешений и падений кубарем, сопровождаемых звоном падающих склянок и грохотом валящихся ящиков со стороны групп и укладов. О том, что человеческая история может быть гомеостатичной, мы не мыслим, полагая оную неизбежно чередой несчастий, ибо другое не дано в опыте и не преподано, вернее – не преподано должным образом. Однако, если копать (особенно в период ослабления системы разделения труда в гуманитарных науках, да и в период общего системного кризиса их в мире), обнаруживаются весьма интересные вещи. Именно обнаруживаются, а не выдумываются на ровном месте.

Добавить комментарий