Соловецкий архипелаг

Основная галерея расположена здесь, про Кемь здесь.

Если не считать авиарейса от Архангельска до острова Б.Соловецкий, добраться до архипелага от столицы можно поездом до Кеми, оттуда - до пристани п. Рабочеостровский, оттуда - около 50 км до острова на теплоходе, мимо архипелага Кузовских островов.

Кемь – город-призрак, но его удалось посмотреть после посещения Соловков, долгой белой ночью во время ожидания поезда из Мурманска. Раньше там был деревообрабатывающий завод, который, как нам объяснили местные жители, попилили какие-то московские ребята. Другим фактором местного упадка стало закрытие в "стремные годы" авиабазы ПВО Подужемье, ранее контролировавшей 800 км неба от Петровазодска до Мурманска. Близостью базы объясняются самопальные лодки и водяные резервуары, сделанные из бэушных топливных баков истребителей. Пока мы гуляли по белоночной Кеми, нам попадались какие-то деклассированные люди-призраки и клянчили деньги.

Расположенный в 10 км от Кеми поселок Рабочеостровский - небольшой туристический хаб брутальной природно-руинической северной красоты с неплохим новым гостиничным комплексом из бревна для православных паломников, туристов-палаточников и еврокомфортотурья, в изобилии стремящихся к соловецкому архипелагу. Жилая архитектура деревянна и мало отличима от кемской. По причине экономии и желания приключений было решено заночевать на местном сеновале, что и было сделано с высокой оценкой его потребительских свойств в качестве спальни. Утром – теплоход и неделя на Соловках, после – те же пункты, но в обратном порядке. Погода на островах была солнечной и теплой, около 25 градусов, люди купались в озере. Необычное сочетание холодного ветра и очень теплой земли.

Поселок Соловецкий, сравнительно с тем, что я мог наблюдать без малого лет 20 назад, получил штук пять сувенирных лавок и пару лавок монастырского хлеба на единицу небольшой площади, дополнительные гостиницы разного класса, бюро с экскурсионным разносолом (что большой плюс), а также куда более цивильный вид внутри монастырской крепости - многое отреставрировано. Несколько с виду неплохих жилых коттеджей в северном стиле с серыми досками, но как там внутри – непонятно. Есть заселенные деревянные жилые дома советской постройки, чей вид свидетельствует об аварийности.

Стоит отметить момент конфронтации между гражданско-поселковым компонентом жизни на острове и церковно-монастырским, что отражено на стендах фотоэкспозиции до сих пор не дореставрированного Спасо-Преображенского собора-донжона. Вообще, судя по всему, РПЦ на острове значительно усилилась, а населению острова, ясно дело, нужно зарабатывать. РПЦ против "либерально-гостиничных" ценностей и "катеров-автомобилей" местных, "портящих окружающую природу", мешающих блюдению "ценностей традиционных". Соловецкий монастырь, кстати, ставропигиальный, сиречь подчиняется непосредственно патриарху, а не местной епархии.

Спасо-Преображенский собор (одноименный с монастырем), реставрировавшийся нашим стройотрядом под XVI век, должен был изнутри выглядеть со стенами белой фактурной штукатурки по рельефу кирпичной фактуры, со ступенчатыми подоконниками (что я имею в виду, можно посмотреть здесь или здесь). Сегодня же интерьер представлен гладкой штукатуркой с плоскими горизонтальными подоконниками (ступенчатых я там не видел – может, просто не дошел до них). Не знаю, под какой век сейчас идет реставрация, лишь бы там фресок не делали. Во всяком случае, столпы и три алтаря здания выглядят евроремонтно.

В общем, остров Большой Соловецкий выглядит вполне осваиваемым, но ровно в той мере, в какой это позволяет транспортная доступность. Позволяет она не ахти как, и посещение архипелага все еще во многом остается вопросом большого энтузиазма желающих его посетить.  Тем не менее, где-то числа 4-го или 5-го на площадке аэродрома мной был замечен Як-42 (заснять его, к сожалению, не удалось). Как он там приземлился – непонятно (обычно туда летает Ан-24 из Архангельска), но такой самолет спокойно может прилететь из Москвы или Питера.

Важно понимать одну вещь: в своей экономической и архитектурной основе Соловки появились в середине XVI века, позже основания самого монастыря – в то время, когда во всей Европе, не исключая России, актуально стоял вопрос о лучшем государе – об ответственности управляющего человека перед обществом и надчеловеческой инстанцией. Крупнейшей имперской державой того времени была Испания, а Россия только подходила к этому состоянию – ей еще предстояло пережить Смуту и последующий процесс становления абсолютизма. Макиавеллиевской теоретической идее государя-развратника был практически противопоставлен образ государя-монаха, эстетствующего отшельника, строящего себе убежище вдали от столицы, «заводоуправление государством», дабы важные решения принимались в идеальном для здоровья и жизни месте, и с наибольшим благочестием. И Филипп II, и Иван IV фактически стремились воплощать собой этот образ. Но в России не было вражды гвельфов и гибеллинов, южноевропейский миссионер-Испания не имела конфликта с южноевропейской же хранительницей-Италией, и вплоть до петровских времен моментом спора был вопрос о том, должен ли идеальным государем быть монарх-монах, или же монах-монарх. Дело, как известно, решилось в пользу монарх-монаха, которому, в следующих своих поколениях, и не пришлось быть монахом даже – зачем, особенно если настает капитализм и промышленная революция? Последовавшая за промышленной революция социальная смела российскую имперскую монархию, сделав на 19 лет тюрьму-каторгу доминантой жизни архипелага, впоследствии превратившегося в удаленную архитектурно-природно-историческую «достопримечательность». О попытке экономико-технологического рывка на «отдельно взятом острове», осуществляемого «божьими людьми» с подачи митрополита Филиппа, нынче мало кто вспоминает. Кто знает, каким был бы мир сегодня, разреши Иван с Филиппом полюбовно проблему управления страной на уровне богословской науки того времени.

Соловецкий архипелаг – краеугольный скальный камень нынешней российской государственности, историческая основа того, что сегодня представляет русская цивилизация, но эта основа начинается в XVI веке, а не в XX, хотя для многих посетителей этого места имеет определяющее значение именно позиция прошлого века. Есть люди, которые помнят лагерный период, и есть те, чьи родственники прошли через СЛОН. Множество помнит прошлое и, думая о будущем, не обращает внимания на то, что этот и последующие лагеря стали следствием гражданской войны. Если (или, не приведи Бог, когда) в России случится новая гражданская война, для чего сегодня формируются весьма веские предпосылки, во время или после которой архипелаг не станет тюрьмой или концлагерем, но останется исключительно заповедной зоной, каковой он и был с конца XVI века, тогда страница истории островов будет перевернута.

Добавить комментарий