Проблемы ипотеки вызвали к жизни тему префабов

Тематическая затравка поговорить по этому поводу возникла все там же, на worldcrisis.ru. Галерея размещена здесь. А в этом посте - небольшой коммент к представленным картинкам.

Концепции префаба и dwelling machine (машина для жилья) получили наибольшую массовость после Второй Мировой Войны, однако на протяжении всего XX столетия ею занимались такие зубры, как Ле Корбюзье и Бакминстер Фуллер (творчеству последнего в значительной степени посвящен этот сайт). Основная идея применения подобных вещей - быстрое размещение большого числа граждан в достаточно комфортных условиях. Жилье на основе морских контейнеров (а не только ипотечное) предоставляли вернувшемуся с фронта личному составу Армии США (не считая трейлерно-кемперных решений для них, это отдельная тема); в послевоенной Британии была запущена программа строительства модульных коттеджей-префабов для отставников (дом привозится в готовом виде со встроенной в него мебелью и коммуникациями по кускам и собирается на месте), и эти префабы пережили десятилетия в весьма приличном состоянии (тема английских послевоенных префабов обозначена в одной из последних серий очень интересного научно-популярного фильма BBC об архитектуре "Как строилась Британия"). Были и другие решения на основе нетипичных объемов. Так, Фуллер свою "машину для жилья" Dymaxion Deployment Unit (DDU) построил на базе небольшого ангара-зернохранилица, круглого в плане и внешне напоминающего юрту, но сделанного из гофрированного аллюминия. Изделие предназначалось для размещения городских эвакуантов на вересковых пустошах Британских островов во время той же Мировой Войны. Но главная мысль Фуллера, сязанная с dwelling machines его конструкции (всего в XX веке он сделал три проекта такого рода), кому бы и сколько бы она ни показалась странной, состояла в том, что жилище не должно стоить дороже автомобиля, при том, что эти жилища изначально рассчитывались с учетом энерго- и ресурсосбережения, а также полного удовлетворения потребностей проживающих в нем (Фуллер вообще был инициатором и пропагандистом идеи ресурсосберегающих технологий).

В России "контейнерное домостроение" чаще всего применяется для обеспечения рабочих вахт (можно вспомнить таковые во время строительства Москва-Сити или во время долгостроя вокруг Большого Театра, а также геологоразведочные экспедиции сырьевиков). Меньше известен пример размещения в таких домах академического контингента: так, во время строительства Большого Адронного Коллайдера в ЦЕРН в контейнерных домах размещали "понаехавших" на строительство этого проекта ученых, ибо в местном стационарном жилье разместить прорву народа не представлялось возможным. Также известны общежития некоторых голландских университетов, выполненные из 9-метровых морских контейнеров хай-кьюбов, соединенных внешними гульбищами в достаточно аккуратные и эстетичные многоэтажные конструкции, где у каждого проживающего был свой номер-контейнер, а общий план общежития легко масштабировался относительно динамики присутствия на кампусе учащихся и преподавательского состава. Помимо эстетичности, такая многоэтажка оказалась весьма дешева и экологична. О том, как из контейнеров получаются виллы и коттеджи, можно посмотреть непосредственно в галерее.

А вот по поводу того, к чему приводит игнорирование или ненпонимание подобных способов расселения людей (фундаментально проработанных, кстати, во многих академических институтах многих стран мира), есть маленький пример хорошо известной трагедии. Во время наводнения в Новом Орлеане власти США по какой-то непонятной причине не задействовали сборно-разборные сэндвичные контейнеры, специально припасенные и запакованные для чрезвычайных ситуаций; как следствие - отсутствие первичной инфраструктуры  на основе систем быстрого развертывания, куча бездомных и усиление криминализации. При огромной шумихе в СМИ, связанной с наводнением, этот "маленький нюанс" освещался крайне скудно. И это при том, что США считаются одним из мировых лидеров по строительству быстровозводимого и мобильного жилья.

Что ж до России, то здесь вспоминается случай давностью в несколько лет (еще при Лужкове), когда некий московский чиновник предложил давать жилье гастарбайтерам в таких вот вахтовых поселках. Соответствующая служба (если не ошибаюсь, Москомархитектуры) ответила отказом, сославшись на то, что мобильные решения не являются полноценным жильем. Разумеется, это враки, ибо такое жилье полноценное, и реальной причиной отказа, скорее всего, было желание предотвратить создание рынка, катализирующего и без того ухудшающееся этноконфессиональное состояние российской столицы (а также эргономическое состояние московской урбосреды). Тем не менее, сама по себе идея давняя, и актуальность ее системного воплощения будет лишь усиливаться, причем везде.

Добавить комментарий